Герб

Воспитание гигиенических навыков у детей.

Автор: admin | 31 Январь 2011 года | рубрика Новости, Публикации | No comment

Сохранение, укрепление и развитие здоровья подрастающего поколения, привитие ценностных ориентаций к сознательному поведению и пропагандирование здорового образа жизни является важнейшей задачей необходимой для сохранения нации. Этот вопрос отражен в различных нормативных документах.

Паразитарные болезни сохраняют значительные позиции в структуре заболеваемости населения Российской Федерации заразными болезнями. В целом в Российской Федерации сложилась напряженная эпидемическая обстановка, связанная со значительным ростом заболеваемости населения паразитозами. В стране ежегодно регистрируется до 1,5 млн. случаев этих заболеваний, а общее число больных приближается к 202 млн. человек и имеет тенденцию к дальнейшему увеличению. Из общего числа больных паразитозами - 70% детей в возрасте до 14 лет, что в 4 раза выше показателя заболеваемости среди взрослых.

В комплексе всех мероприятий ведущая роль должна принадлежать гигиеническому воспитанию населения. Дошкольный возраст – важнейший период формирования человеческой личности, когда закладываются прочные основы физического здоровья. Гигиенические навыки следует воспитывать с самого раннего детства, тогда они становятся стойкой привычкой, потребностью, ребенок не представляет, как поступить иначе. Многие родители ошибочно полагают, что воспитание ребенка начинается лишь со школы. Достигнуть хорошего результата в воспитании ребенка можно только в том случае, если оно начинается с самого раннего возраста.

Воспитание гигиенических навыков — задача важная, требующая от родителей терпения и настойчивости. К сожалению, не все родители уделяют этой стороне воспитания достаточно внимания. Навыки и привычки — это условные рефлексы человека, они возникают в результате упражнений. Если гигиеническому воспитанию не уделялось внимания в течение первых семи лет, то потом приходится говорить не о воспитании, а о перевоспитании ребенка, о борьбе с вредными привычками. Выдающийся советский педагог А. С. Макаренко говорил: «Если ваш ребенок воспитывался неправильно, если вы что-то прозевали, мало о нем думали, а то бывает, и поленились, запустили ребенка — тогда уже нужно многое переделывать, поправлять. И вот эта работа перевоспитании — уже не такое легкое дело. Перевоспитание требует и, больше сил, и больше знаний, больше терпения, а не у каждого родителя все это найдется… Советуем родителям всегда помнить об этом, всегда стараться воспитывать так, чтобы ничего потом не пришлось переделывать, чтобы с самого начала все было сделано правильно».

Обязательными условиями формирования гигиенических навыков у детей являются:

  • Системность воспитательного процесса.

Например, если требовать, чтобы ребенок мыл руки перед едой, и каждый раз напоминать ему об этом, то с течением времени мытье рук перед едой сделается у него навыком, потребностью. Следует создавать необходимые условия для закрепления навыка и, наоборот, устранять все то, что может препятствовать его осуществлению. Например, надо чтобы мыло и сухое полотенце всегда были в определенном месте, откуда ребенок может их легко взять.

  • Положительный эмоциональный фон во время обучения

Воспитывать у детей дошкольного возраста стремление к чистоте помогают различные игры, картинки, диафильмы, чтение рассказов и стихов на санитарные темы и беседы о показанном или прочитанном, В увлекательной форме детям следует рассказывать о том, что грязь приводит к болезням, а чистота помогает сохранить здоровье, о том, как можно заразиться различными болезнями, почему надо мыть руки и т. д.

  • Высокая санитарная культура персонала дошкольных учреждений.

Наличие в учебно-воспитательном процессе дошкольных образовательных учреждений специальных программ, направленных на формирование гигиенических навыков; получение элементарных экологических знаний, культуры поведения в природной среде; приобретение мотивации к здоровому образу жизни; профилактику паразитарных заболеваний.

  • Со стороны родителей — постоянное закрепление гигиенических навыков, формируемых в детском учреждении.

Детей, посещающих детский сад, приучают выполнять необходимые требования: мыть руки перед едой и после всякого загрязнения, аккуратно есть, одеваться и раздеваться, складывать в порядке одежду, вешать ее на место, пользоваться носовым платком и т. д. Требования воспитателей должны обязательно поддерживаться в семье, А ведь иногда сердобольные мамы и бабушки «жалеют» ребенка и дома одевают и раздевают его, разрешают перехватить что-нибудь вкусное перед едой. Некоторые же родители просто не обращают внимания на то, как ребенок ест, как держит, вилку и ложку, не напоминают ему о мытье рук перед едой и после посещения уборной. В результате упорный труд воспитателей пропадает.

  • Взрослые (и родители в том числе) должны всегда подавать пример во всем, требуя выполнения определенных правил, сами всегда их соблюдали, были аккуратны, опрятны внешне. «Если вы требуете, — говорил А. С. Макаренко, — чтобы дети за обедом не читали книгу, то и сами этого не должны делать. Настаивая, чтобы дети мыли руки перед обедом, не забывайте от себя требовать того же. Старайтесь сами убирать свою постель, это вовсе не трудная и не позорная работа. Во всех этих пустяках гораздо больше значения, чем обыкновенно думают».

Следует еще отметить, что гигиеническое воспитание связано и с воспитанием характера, воли, дисциплинированности. Родители, которые следят за тем, чтобы ребенок всегда убирал свою постель, делал утреннюю зарядку, мыл ноги на ночь, следил за одеждой, в определенный час ел, садился за уроки, тем самым воспитывают в нем аккуратность, дисциплинированность, приучают его к порядку.

Гигиеническое воспитание подготавливает к трудовой деятельности. Дети, убирая уголок с игрушками, рабочее место, застилая постель, не только помогают родителям, но и приобретают трудовые навыки.

Гигиеническое воспитание является в то же время и эстетическим. «Грязное» не может быть красивым. Приучая ребенка ухаживать за волосами, зубами, следить за чистотой тела, одежды, соблюдать чистоту в доме, родители постепенно воспитывают в детях любовь и стремление к красоте.

По статье Малышевой Н.С. — Формирование паразитологических представлений у детей.

Врач-эпидемиолог ФГУЗ ЦГиЭ №91 ФМБА России Глушкова Е.Л.

Комментарии к статье отключены.